This Championship of mine

  • Изображение
    Кубок (в простонародье — глобус) чемпионата мира по ирландским танцам.
В апреле 2019 в городе Гринзборо, штат северная Каролина, проходил чемпионат мира по ирландским танцам комиссии CLRG, который в составе команды Feis.photos мне довелось снимать. Чемпионат мира – самое значимое событие в году для любого ирландского танцора, особенно для допущенного до участия в нем. Напряжение в воздухе можно ножом резать. И снимать подобное событие для меня большая честь и повод для гордости.
  • Изображение
    Не имею привычки давать имена фотографиям, но эту так и хочется назвать «путь».
В этой статье хочу показать самые интересные снимки и, конечно, рассказать истории, стоящие за некоторыми из них, а также поделиться своими мыслями о съемках подобного рода.
  • Изображение
    Примерно так выглядит рабочее место под сценой. Барный стул и «стул поддержки», где располагается техника для пред-сортировки снимков, еда, сменная оптика, да и вообще все, что может экстренно понадобиться. Особо не отойдешь от сцены, даже ноги порой размять некогда, тем более во время раундов в мягкой обуви.
Feis.photos – это в первую очередь то, что на западе называют «экшиншотс». Нас ценят за умение поймать нужный момент, за качество самих снимков, за способность снять всех и каждого на чемпионате, и вообще мы очень милые и отзывчивые.
Все репортажные же фотографии с мероприятий – это инициатива самих фотографов. Перед нами не стоит обязательной задачи снимать, что происходит вокруг. Есть время, силы и желание – пожалуйста. Нет – забей.
Когда впервые поехал с Сашей в Великобританию на фэш Джона Кэрри и чемпионат All Scotlands, меня так впечатлил масштаб и уровень событий, что попросился в свободный час просто прогуляться поснимать все вокруг. Самые интересные сюжеты, как правило, всегда рядом, прячутся за углом, нужно лишь начать внимательнее смотреть по сторонам, а делать это, не отрываясь от основной съемки, практически не возможно. С тех пор без этого не обходится ни один чемпионат, порой даже Саша сам отправляет меня в пешее путешествии за сцену или еще куда за чем-нибудь годным.
  • Изображение
    Саша – человек, затеявший все это безумие. Снял, пока отстраивали свет для развернутой в лавке мини-студии. В который раз убеждаюсь, что одни из лучших портретов получаются после слов: «Так, постой тут просто, я пощелкаю, пока свет выставляю».
Возвращаясь к теме статьи. Это был четвертый мировой, на котором мне предстояло оказаться. В том, что и как снимать на сцене, я был уверен на 113%. В прыжки я попадаю на автомате, даже работая непрерывно по 10 часов, а всратым светом на сцене меня не напугать, я и мои камеры видели всякое. Тем более что к проведению подобного рода событий организаторы подходят серьезно, не обходя стороной и постановку света. Хотя без косяков, конечно, не обходится никогда, но на то мы и профи, чтоб справляться, где-то помогает техника, где-то возможно договориться и объяснить светотехникам, в чем заключается проблема.
  • Изображение
    Съемка длительного мероприятия позволяет, увидев что-то в первый день, продумать сцену и снять это в последующие дни, и не один раз, чтобы выбрать лучший кадр. У меня накопилось с десяток подобных снимков, когда танцор покидает сцену после построения для «сверки номеров».
А вот то, что я бы хотел снять «за сценой», я начал продумывать еще задолго до того, как сел в самолет до штатов. Естественно, есть ряд кадров, без которых сложно представить фотоотчет с чемпионата, таких кадров, которые своего рода уже стали нашей визитной карточкой. Нет ничего зазорного в самоповторе, ведь именно так и рождается узнаваемый стиль фотографа. Однако каждый раз хочется привнести что-то новое, подняв планку качества. Многое рождается под влиянием обстоятельств, света, локации, удобного момента, но к этому надо быть обязательно готовым. Если знаешь, что за сценой тебя может ждать интересный кадр, а развернуться там негде, то возьми с собой широкоугольник, не то будешь кусать локти.
  • Изображение
    Снимать награждение женских категорий в таком формате чуть сложнее, юбки все короче, и получаются довольно сомнительные ракурсы, приходится брать выше и крупнее.
Перед тем как вывалить на вас все отобранные мною снимки, несколько слов благодарности одному незнакомцу. Дело было на моем первом чемпионате All Irelands в Белфасте, тогда мне довелось стать учеником (он, правда, об этом и не догадывается) местного фотокорреспондента, приехавшего снять репортаж о событии. Именно тогда, смотря, как он работает, я понял, что можно снимать награждение не в лоб, а со спины, что можно лазать под сценой и за ней и использовать длинную выдержку в спорте, не только для проводки. Не то чтобы я не знал всего этого. Я просто спросил себя, так стоп, раз ему можно, то почему бы и мне не попробовать. Спасибо тебе мужик за это!
  • Изображение
    Снимать награждение женских категорий в таком формате чуть сложнее, юбки все короче, и получаются довольно сомнительные ракурсы, приходится брать выше и крупнее.
Раз уж вскользь упомянул награждения, то начнем с них. Хотите снять максимальное количество эмоций на квадратный метр сцены, вам на награждения (или «нагры», как мы внутри коллектива их называем). С какой стороны ни подойди, какой объектив ни одень – получишь нечто достойное на выходе.
Так уж получилось, мы почти все правши, и кубки обычно держат в правой руке, перекрывая лицо, потому снимать их лучше слева иначе сделать портрет становится задачей для снайпера.
Хорошо еще запоминать имена чемпионок, иметь возможность окликнуть их на секунду, пару раз за меня это дели их преподаватели. Не всегда получается, конечно, шум вокруг такой, что и своих то мыслей не слышно.
А вот стоя справа, можно снять выходящих к подиуму тренеров победителя и зацепить очень трогательные моменты.
В чем неоспоримый плюс нагров (привыкайте) на мировом, так это в том, что организаторы хоть и ставят их блоками (одна категория за другой, девочки одной возрастной категории следом за мальчиками), но в расписании заложены значительные перерывы между каждой категорией. Эти перерывы носят, скорее, технический характер: нужно привести сцену в порядок, разложить новые награды и медали, собрать танцоров за сценой и построить их согласно турнирной таблице. В качестве же бонуса только что награжденная категория проводит много времени на сцене, бурно переживая только что прошедшее награждение под светом софитов. Это лучший момент, чтобы подняться на сцену и снимать.
Ты должен быть крайне вымотан и задолбан за день работы, чтобы уйти со сцены сразу, как снимешь портрет человека, награждаемого последним. И даже в таком состоянии поднявшись на сцену, растворившись в толпе, чувствуешь, как открывается второе дыхание, и начинаешь ловить моменты.
Просматривая свою выборку, сожалею, что в этом году я позорно мало снимал нагры. Их съемку мы в целом воспринимаем как каторжный труд: стоишь в толпе орущих детей (преимущественно), душно, если отойдешь, твое место тут же займут, и придется с боем прорываться обратно, на огромной сцене выстраиваются порядка пятидесяти человек, каждому из которых надо успеть сделать пару-тройку портретов, топ 10 снять еще вполне легко, а потом начинается безумие, метаясь между правым и левым краем сцены, нужно помнить, кого ты уже снял, а кого не успел, сплошной стресс, одним словом. Адовее только сортировать этот фарш.
  • Изображение
    Случайно снял, проходя мимо бара. Кто-то уже отмечал победу, а нам еще работать.
Не менее интересно то, что происходит за кулисами до начала церемонии награждения. Поскольку результаты с баллами по всем раундам оглашают за некоторое время до начала нагров, всю категорию выстраивают за кулисами по порядку, выдают медали и ленты, чтобы максимально ускорить процесс. Ведь наградить 50 человек – это очень и очень не быстро.
Света там, как правило, либо нет, либо он очень отстойный, что делает съемку практически невозможной. А вот в этот раз повезло. Был и интересный по балансу свет, и пространство для маневра. Сверхширокоугольный объектив превращает подобные снимки в батальное полотно с кучей деталей и маленьких сцен внутри кадра, которые интересно рассматривать.
А пока на сцене никого, можно выйти и чуть-чуть поснимать наградной подиум.
Кубки чемпионата мира переходные, это означает, что через год танцор или его преподаватель обязаны вернуть их в комиссию. Впервые, наверно, за все время съемок мы нашли место, где танцоры расписываются в их получении. В Глазго и Дублине это место располагалось глубоко за сценой, куда мы не доходили, а в Гринзборо – прямо на выходе за кулисами. У Ольги Шляховой, известной многим как #shlyakhovanews есть прям эпические кадры оттуда.